Когда пророк Илья написал письмо иудейскому Царю Иораму?



В публикациях Свидетелей Иеговы неоднократно обсуждался вопрос: был ли пророк Илья взят на небо в том смысле, что он попал в духовную сферу, или он просто был перенесен в другое место на земле?
 
Об этом событии сообщает нам Иеремия во Второй книге Царей (или 4 Царств) 2:1-18. В целом с Писанием не согласуется мысль о том, что Илья попал в духовную сферу.

В качестве дополнительного аргумента приводился тот факт, что Илья написал письмо иудейскому царю Иораму уже после того, как был "взят на небо"
. Об этом пишет Ездра во Второй Летописи (2 Паралипоменон) 21:12-15. Однако те, кто пытался хоть раз определить, когда же Илья написал письмо Иораму, столкнулись с непростой головоломкой. Постараемся разобраться. Достаточно легко определить, что Илья был унесен в огненной колеснице в начале правления израильского царя Иорама (сына Ахава) (2 Царей 1:17; 2:11; 3:1). Также несложно понять, что он написал письмо иудейскому Иораму (сыну Иосафата) ближе к концу его правления (по крайней мере уж точно после смерти Иосафата - его отца). (2 Летопись 21:1, 5, 12-15)

А вот дальше начинаются трудности. Когда мы пытаемся сопоставить правления израильского и иудейского Иорамов, нам необходимо согласовать между собой пять мест писания, где говорится о сроках правления царей и о том, как они соотносятся (1 Царей 22:41, 42; 2 Царей 1:17; 3:1; 8:16, 17 и 8:24, 25). Трудность состоит в том, что правление иудейских царей Иосафата и Иорама, очевидно, пересекалось, и они несколько лет правили совместно.

Ниже я привожу таблицу, на которой приводится результат такого сопоставления. Отмечу, что она не претендует на полноту и точность, однако основана на информации из энциклопедии "Понимание писаний" (it-1 462-3, 1270-2)

На этой таблице неоспоримо показано, что Илья написал письмо Иораму после своего перенесения в колеснице, а значит Иегова действительно просто перенес его по небу в другое место на земле, чтобы он мог продолжить там служение.




8 комментариев:

  1. Иисус сам сказал, что на небо до него никто не восходил(Иоанна 3:13). А тот конкретный случай с пророком Ильёй не был единственным в своём роде и об этом знали и другие(1Цар.18:12 [в Синодальном 3Цар.18:12]). Посмотрите также Деяния 8:39, 40.

    Шота.

    ОтветитьУдалить
  2. Не претендует на точность? Хм!

    ОтветитьУдалить
  3. Шота, спасибо за дополнения.

    Анонимный, таблица не претендует на точность в том смысле, что сложно с точностью определить, сколько длилось совместное правление Иосафата и его сына Иорама. У меня могла быть допущена погрешность в пределах одного года, но на выводы, сделанные в статье, это не повлияет.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. У Иосифа Флавия есть интересное упоминание: "В то время как Иорам действовал таким образом и совершенно забывал об установленных законах, ему однажды было доставлено от еще находившегося тогда в живых пророка Илии письмо, в котором пророк писал, что Господь Бог жестоко накажет царя за то, что он забыл о примере своих собственных предков, пошел в своих беззакониях по стопам царей израильских" (Иудейские древности, 9 Книга, глава 5, 2). Арсен

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "...от еще находившегося тогда в живых пророка Илии письмо..."
      ЗдОрово! Это еще один плюс в пользу перенесения вместо вознесения. Спасибо!

      Удалить
  5. Более того, Илья разыграл пророческую сценку сим действом. Она связана и с преображением, и с первым воскресением и взятием на небо...

    ОтветитьУдалить
  6. Автору - спасибо, всё наглядно и достоверно!

    Для остальных напоминаю историю о том, как одеревенела рука Иеровоама.
    В ней пророк называет имя ещё не родившегося царя и перечисляет его действия.
    Так и письмо Ильи Иораму могло быть написано задолго до рождения царя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Такой версии придерживались комментаторы Меттью Генри и Джон Гилл. Были и другие предложения, на любой вкус: переписчик по ошибке приписал авторство письма Илье вместо Елисея (Джеймисон-Фоссет-Браун); Илья пишет письмо с неба (!) через 7 лет после вознесения (Седер Олам Рабба); это был другой пророк Илья (Джеймс Мерфи).

      Иисус исключил любые предположения о том, якобы Илья или Енох были взяты на небо (Иоанна 3:13). Я приступил к расчетам, априори приняв слова Иисуса за истину. Также не стоит игнорировать комментарий Флавия, знатока Писаний и иудейских традиций, который может отражать мнение иудеев эпохи Иисуса.

      Удалить

Чтобы комментарий был опубликован, он должен быть написан в уважительной манере, быть содержательным, желательно немногословным, и напрямую касаться темы статьи. Это не форум, поэтому вопросы, повторные комментарии, а также ответы на чужие комментарии могут не пропускаться. Объемную критику можно размещать в своем блоге. С вопросами обращайтесь в личном письме.