Как исполнились библейские пророчества о Тире?

В последнее время все чаще можно услышать или прочитать о том, будто библейские пророчества о падении финикийского города Тира, записанные Исаией, Иезекиилем, Амосом и Захарией, не исполнились вовсе или исполнились не до конца. (Исаия 23:8-17; Иезекииль 26:1-14;  Амос 1:9-10; Зах 9:2-4) Ключевым, несомненно, является пророчество Иезекииля, и именно оно подвергается наибольшей критике. 


Например, в Википедии появилась статья о библейских пророчествах, в которой после цитирования слов Иезекииля 26:4, 7 утверждается: "В пророчестве говорится о полном уничтожении Тира. Тир, как и почти каждый древний город, неоднократно захватывался во времена войн и подвергался разграблению, но ни разу не был полностью уничтожен."  


Что можно ответить на такой скептицизм? Давайте обратимся за ответами к историкам, которые специализируются на древнефиникийской истории.
Сначала интересно будет понять, почему критики в случае Тира не прибегают к привычному обвинению в том, что пророчество Иезекииля было записано после исполнения? Почему они в своем большинстве согласны с тем, что пророчество было записано в начале VI в до н. э?


Датировка. Дело в том, что если бы они признали более позднюю датировку, им пришлось бы отказаться от одной из своих излюбленных "демонстраций" несбывшихся пророчеств Библии - а именно: предсказание о завоевании Тира Навуходоносором (Иезекииль 26:7-11). По их мнению, это пророчество не исполнилось и сам Иезекииль это якобы признает, когда в последнем дополнении к своей книге (29:17-20) пробует "реабилитироваться", высказывая дополнительное пророчество о "плате" (в виде Египта) вавилонским войскам за бесплодную осаду Тира. Такая позиция вынуждает их признать, что 26-я глава Иезекииля - на самом деле предсказание.


Даже с объективной точки зрения, зачем было бы лже-Иезекиилю уже после завоевания Тира Александром Македонским формулировать "пророчество" в 26-й главе таким образом, чтобы оно (на первый взгляд) противоречило как истории, так и 29-й главе его же книги? Если он уже знал, что Навуходоносор не обогатился за счет осады Тира, почему он не упомянул об этом в 26-й главе, чтобы придать "пророчеству" больший вес? 

Исполнение. Так или иначе по различным мотивам ни защитники пророчества, ни его критики (среди которых Эдвин Бурт, Роберт Кэролл) в основном не отвергают внутреннюю датировку книги Иезекииля, согласно которой слова из 26:1-14 высказаны вскоре после разрушения Иерусалима, а 29:17-20 - вскоре после осады Тира Навуходоносором. 



К огорчению критиков, специалисты в области истории финикийской цивилизации указывают на факты, подтверждающие исполнение как 26-й, так и 29-й глав, и при этом оба сообщения прекрасно согласуются, как мы увидим дальше. Итак, теперь можно перейти к детальному рассмотрению пророчества Иезекииль 26:1-14 и увидеть, что оно, по сути, является историей, записанной на века вперед.

  • Долгое время считалось, что Навуходоносор никогда не осаждал Тир, поскольку об этом упоминалось только в Библии и в книгах Иосифа Флавия (основывавшегося, как считали, на Библии). Так было до тех пор, пока немецкий ученый Е. Унгер не опубликовал вавилонскую табличку, являющую собой официальную опись провизии "для царя и его воинов, которые идут с ним против земли Тира" (1926: 314–17; cf. Katzenstein 1997: 324) Библия в который раз оказалась права. 
  • Многие критики подозревали, что Навуходоносор так и не захватил Тир (ссылаясь на 29-ю главу Иез.). Однако из других табличек, представленных Унгером, следовало, что после осады в Тире правили вавилонские наместники, а не царь. Казенштейн, в свою очередь, цитирует список чужеземных царей, составленный два года спустя после осады - царь Тира первый в этом списке (Katzenstein 1997: 326; E. Unger 1926: 314–17) Пророчество Иезекииль 26:7-11 исполнилось.
  • Исследования подтвердили, что Тир состоял из двух частей - материковой (Старый Тир) и островной (портовый), причем материковая часть занимала гораздо большую площадь, чем островная (см. план ниже). Именно материковую часть Навуходоносор захватил и значительно разрушил (во исполнение 26:7-11), но тиряне успели переправить свои сокровища в островную часть города, которую так и не удалось взять вавилонянам в течение 13-летней осады. Навуходоносор остался без трофеев (о чем и записал Иезекииль в 29:17-20).  





    • Пророчество в Иезекииль 26:3-14 состоит из двух тематических частей, одна из которых появляется в центре другой (показано на схеме ниже): 

    1.  Стихи 3-6 и 12-14 предсказывают о "множестве народов" ("они"), которые сравниваются с морскими волнами. Это все народы, которые будут воевать против Тира, начиная с вавилонян. Именно в этих фрагментах упоминается о разрушении островной части (стих 5), о "камнях, древесине и прахе", которые бросят в воду (стихи 4, 12), о богатой добыче (стих 12), об окончательном запустении (стихи 4, 5, 13, 14). Это все то, что исполнили Александр Македонский (332 до н. э.), арабы (638 н. э.) и мусульмане-мамлюки (1291 н. э.)
    2.  
    3. Стихи 7-11 касаются только войск Навуходоносора ("он") и упоминают только осаду, закончившуюся захватом и разрушениями материковой части. Ничего не сказано о богатой добыче (согласуется с 29:17-20) Из такой логической структуры пророчества следует, что Иезекииль не утверждал, что именно вавилоняне полностью и окончательно разрушат Тир. Этот приговор  "многие народы"  исполняли совместно в течение более 1700 лет.

    Пророчество из Исаии 23:8-17, кстати, также гарантировало, что вавилоняне не разрушат Тир окончательно, и Иезекииль должен был это прекрасно знать. После того, как жители Тира заключили с Навуходоносором союз, они вынуждены были платить дань и подчиняться вавилонским царям. Это привело к тому, что международная торговля Тира была почти парализована на 70 лет, то есть до конца нововавилонской династиии (стих 15). В конце этого периода, что приблизительно совпадает с возвращением иудеев из вавилонского плена, Тир снова был свободен вести торговлю и обогащаться (стихи 16, 17), но от своей прибыли он вынужден был многое отдавать на восстановление иерусалимского храма и поддержание священства - по указу персидского царя Кира. (Ездра 3:7) Так прибыль посвящалась Иегове, как и предсказал Исаия. 

    Сегодня прежнего Тира не найти - он потерял свое ключевое торговое и мореходное значение на средиземноморье (стих 17). Буквально не найти и Старого Тира, располагавшегося на материке, который буквально соскреб Александр при строительстве перешейка. (стихи 4, 12). Таким образом, пророчества о Тире в деталях исполнялись в течение столетий, каждая часть в свое время, а "мудрые пойманы своим же лукавством", как уже неоднократно случалось с библейскими критиками. 

    Источник - www.biblearchaeology.org

    12 комментариев:

    1. Неоторые отрицают, что островная часть Тира была полностью разрушена Александром Македонским, указывая на тот факт, что всего 17 лет спустя селевкид Антигон в течение 15 месяцев осаждал Тир. Напрашивается вывод, что были истреблены жители, а строения города мало пострадали.

      Проведя исследование первоисточников по Македонскому (а из них только четыре описывают завоевание Тира), я нашел, что три из них совсем не упоминают, что стало с городом после захвата. Лишь один из них - Квинт Курций Руф, прямо говорит: "Александр приказывает перебить всех, кроме укрывшихся в храмах, и поджечь все постройки города." (Historiae Alexandri Magni Macedonis, книга V, гл. 4, пар. 13,
      http://militera.lib.ru/h/rufus/02.html)

      Описывая быстрое восстановление Тира, один историк сравнивает его с "фениксом, восставшим из пепла". Поэтому, хотя Тир не был окончательно уничтожен в 332 г. до н. э., есть все основания говорить о полном уничтожении. При этом необязательно было сносить до основания высокие стены, окружавшие город.

      Более того, поджог Тира был предсказан как минимум в трех пророчествах:

      Иезекииль 28:18: ...Я извлеку из тебя огонь, и он пожрёт тебя.
      Амос 1:10: ...Я пошлю огонь на стены Ти́ра, и он пожрёт его жилые башни...
      Захария 9:4: ...Он будет пожран огнём...

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. По-моему Вы забыли заметить, что Захария жил и писал лет эдак через 70 после Иезекииля. Значит Иез-ль не имел в виду полного уничтожения Тира. Иначе нечего будет поджигать при Захарии. Без этого не понятно атеистам при чем здесь Захария.

        Удалить
      2. Верно, Захария пророчествовал после вавилонского плена, и его упоминание о Тире еще раз доказывает, что город не был окончательно стерт с лица земли вавилонянами. Его пророчество могло относиться только ко времени после 520 г. до н. э. - в частности к завоеваниям Александра.

        Удалить
    2. Как раз искала подробную информацию о Тире.
      Спасибо за великолепную статью.
      Библейские пророчества удивительны!

      ОтветитьУдалить
    3. Спасибо, Юрий! Читала сегодня Иезекииль (24--26), и вдруг на 26 главе захотелось что-то по этому поводу узнать еще. И именно Вашу статью Бог предложил... Бог удивителен не только в пророчествах!

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Приятно читать такой отзыв) Могу предложить еще некоторые источники касательно древнего Тира в библейском контексте.

        Удалить
    4. Здравствуйте. В Ис23:17 сказано о периоде равном 70 годам. С какого по какой год длилось это исполнение?

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Материковый Тир был разрушен Навуходоносором вскоре после Иерусалима, то есть где-то в 606 году до н. э. (Иезекииль 26:1, 2). Он был "забыт" в торговом отношении на 70 лет, после чего стал поставлять ценности для строительства храма Иеговы приблизительно в 536 году до н. э. (Исаия 23:14-18; Ездра 3:7).

        Удалить
    5. Скажите пожалуйста, а в чём смысл жестокого наказания не для тех, кто непосредственно виновен, а для их далёких потомков и даже НЕ потомков, а уже совсем посторонних жителей того же города в будущем, спустя почти три столетия? Ведь Иезекииль конкретно пишет:

      "За то (!) что Тир сказал об Иерусалиме: "Так ему и надо! Он разбит, разбиты двери народов! Теперь всё перейдёт ко мне. Я разбогатею, потому что он разорён", за это (!) так говорит Владыка Господь Иегова: "Я обращусь против тебя, о Тир, и подниму на тебя множество народов, как море поднимает свои волны."

      Если Бог карал жителей Тира за это, то почему в результате пострадали (были вырезаны Александром Македонским), а не те, кто насмехался?

      В чём смысл такого растянутого во времени наказания, которое при этом постигает невиновных в том, в чём обвиняет пророчество?

      ОтветитьУдалить
      Ответы
      1. Для ответа на этот вопрос необходимо знать, какой настрой проявляли жители Тира в более позднее время. Последнее библейское упоминание об этом относится приблизительно к 520 г. до н. э.: «Тир построил себе крепостной вал и накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи» (Захария 9:3). Получается, непомерная жадность и дух наживы были все так же характерны для тирян спустя почти 90 лет после пророчества Иеремии из 26 главы. Какое отношение к Израилю и Иерусалиму имели жители Тира тогда или позднее, ко времени Македонского, сказать сложно, но то ожесточенное сопротивление, которое было оказано при завоевании, явно свидетельствует о гордыне, против которой записана 28 глава Иезекииля. Так или иначе, основания для Божьего суда существовали до момента полного унижения города.

        Удалить
    6. Спасибо, нашел здесь подтверждения и ответы.

      ОтветитьУдалить

    Чтобы комментарий был опубликован, он должен быть написан в уважительной манере, быть содержательным, желательно немногословным, и напрямую касаться темы статьи. Это не форум, поэтому вопросы, повторные комментарии, а также ответы на чужие комментарии могут не пропускаться. Объемную критику можно размещать в своем блоге. С вопросами обращайтесь в личном письме.