К кому нам идти?


Не первый год принадлежа к всемирному собранию Свидетелей Иеговы, я не раз восхищался тем, насколько точно и глубоко в их публикациях объясняются отдельные стихи из Библии. Правда, такому восторгу нередко предшествовал небольшой внутренний конфликт, который иногда называют "когнитивным диссонансом" - ощущение дискомфорта из-за необходимости отказываться от старых представлений в пользу новых. Это нормальное, хоть и неприятное, ощущение, сопровождающее любого человека, который не перестает учиться. Находя в публикациях нечто новое, неочевидное и идущее вразрез с моим пониманием, я немного расстраивался, но был побужден проводить дополнительное исследование. В абсолютном большинстве случаев я убеждался, что для любых выводов в публикациях Свидетелей Иеговы есть железобетонные основания.

Не далее чем на этой неделе, готовясь к разбору очередной статьи из "Сторожевой Башни", мне снова довелось увидеть, насколько глубоко знают и понимают Писание те, кто публикует духовную пищу для свидетелей Иеговы. Я рассказываю этот случай, потому что считаю его показательным, хоть он и не касается вопросов, которые вызывают острые богословские дискуссии. Скорее, это делает его еще более показательным, демонстрируя желание "верного и благоразумного раба" понять и научить нас применять библейский совет,  а не отстоять позицию в споре.

"Наставление в праведности"

Процитирую тот самый абзац из статьи, который поначалу вызвал у меня "диссонанс":


Умело наставлять других — настоящее искусство. Иегова повелел христианам делать это «в праведности» (2 Тим. 3:16). Поэтому нам нужно руководствоваться библейскими принципами. Один из таких принципов находится в Притчах 18:13: «Если кто-то отвечает не выслушав, с его стороны это глупо, и это унизительно». Когда старейшинам нужно поговорить с тем, кого обвиняют в тяжком грехе, им необходимо тщательно расследовать дело, чтобы узнать все факты (Втор. 13:14). Только в этом случае они смогут наставлять «в праведности». - w13 15/4 с. 16, а. 18

Суть вот в чем... Сколько себя помню, я всегда понимал выражение "наставление в праведности" в наиболее естественном (для меня) смысле - наставление из Писаний помогает кому-то стать более праведным. Мне думалось, что речь идет о праведности наставляемого, а не наставляющего. Прочитав объяснение, отличное от моего укоренившегося представления, у меня было три варианта реакции: 1) посчитать его "притянутым за уши" и проигнорировать; 2) глубже изучить вопрос; 3) принять новое объяснение без доказательств. Я выбрал второй путь, проверенный временем и опытом. Для этого мне понадобился греческо-английский подстрочник Kingdom Interlinear, еще один полезный ресурс и справочник по грамматике греческого койне. Вот что мы видим в оригинальном языке 2 Тимофею 3:16:

προς    παιδειαν         την        εν   δικαιοσυνη
для   наставления  (артикль)   в   праведности

Вот этот самый артикль την играет ключевую роль в синтаксисе. В такой конструкции, где артикль стоит в третьей атрибутивной позиции (существительное - артикль - предложное словосочетание), артикль выполняет функцию относительного местоимения "который". [1] Это значит, что обсуждаемую фразу можно передать следующим образом: 

 ... для наставления, которое в праведности 

Обычно опущение местоимения "который" в подобных конструкциях почти никак не влияет на смысл и не создает неоднозначности, как например в выражениях "Отец наш, который на небесах" и "Отец наш на небесах". Но во 2 Тимофею 3:16 опущение местоимения открывает возможность толковать текст двояко, как я объяснял выше. И мы интуитивно останавливаемся на том, которое кажется нам наиболее естественным.

Я не успел сравнить русские переводы, но как минимум три наиболее буквальных англоязычных перевода содержат местоимение во 2 Тимофею 3:16, так что стих согласуется с вышеизложенными выводами: "Все Писание... полезно... для наставления, которое в праведности": American Standard Version, English Revised Version, Young's Literal Translation.

________________________________________________
Тогда Иисус спросил у двенадцати:
«Может быть, вы тоже хотите уйти?» 
Симон Пётр ответил ему: 
«Господи, к кому нам идти? 
У тебя слова вечной жизни». 
(Иоанна 6:67, 68)
________________________________________________


Десятки подобных ситуаций, когда сомнение сменяется радостью, с годами приучили меня не паниковать, если что-то в публикациях кажется непонятным, неочевидным и угловатым. Следует признать, что "когнитивного диссонанса"  не избежать при обучении любого рода, как не избежать и крепатуры при занятиях спортом, и сноса старого здания перед строительством нового. Те, кто без раздумий отвергают новое и непонятное ради сохранения внутреннего комфорта - это как правило люди из категории "я уже все знаю", которые ничего не знают так, как это следовало бы знать. (2 Коринфянам 8:2) Такие уходят...

Лично меня подобные случаи снова и снова заверяют в том, что "верный и благоразумный раб" Свидетелей Иеговы действительно старается оказаться верным даже в малом, когда применяет места из Писания, и побуждают дальше сотрудничать с этой организацией.

__________________________

1 Дэниэл Уоллас, "Углубленный курс грамматики греческого языка", стр. 214. Подобную конструкцию мы находим в Матфея 6:9: πατερ ημων ο εν τοις ουρανοις (отец наш [который] на небесах)


Читайте также:

"Верный раб" и цитата из Оригена

Если не можешь согласиться, прояви покорность

11 комментариев:

  1. Юра, привет! Вот список переводов на русском и украинском языках этого места писания (взято в программе theWord)
    ВоП
    16 16 Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
    ПеК
    16 Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
    ПрКу
    16 Всяке писаннє богодухневенне і корисне до науки, до докору, до направи, до наказу по правдї,
    РВ
    16 16 Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью,
    СоП-укр
    16 Кожен уривок зі Святого Письма, оскільки воно надихане Богом, - корисний для навчання істини затятих грішників, для виправлення помилок і для виховання в праведності,
    СРП
    16 16 Всё Писание боговдохновенно, в нем есть всё, чтобы учить [людей истине], обличать во грехе, исправлять ошибки, [одним словом], вести к праведности,
    ИО
    16 Усе Писання Богом надхнене, і корисне до навчання, до докору, до направи, до виховання в праведності,
    ПДк
    16 Все Писання натхненне Богом і корисне для навчання, для докору, для виправляння, для виховання в праведності,
    СЖ-2003
    16 Все Писание вдохновлено Богом и полезно для научения, обличения, исправления, для наставления в праведности,
    ПНМ
    16 16 Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
    СоП
    16 16 Всякий отрывок Писания, так как оно вдохновлено Богом, полезен при наставлении истины и убеждении грешников, а также для того, чтобы помочь людям стать на путь истинный и исправиться,
    ПТу
    16 Всяке Писання богонадхненне й корисне для навчання, для картання, для виправлення, для виховання у праведності,

    ОтветитьУдалить
  2. Один из синонимов слова "Праведность" - законность. Можно сказать, что тот, кто наставляет, действует как представитель закона. Это налагает дополнительную ответственность. "Так как Иегова устанавливает моральные законы и принципы, то есть определяет, что правильно и справедливо, то поступки Иеговы являются эталоном справедливости. В «Теологическом словаре Ветхого Завета» («Theological Wordbook of the Old Testament») объясняется, что еврейское слово (це́дек), которое переводится как праведность, «относится к этическим и моральным нормам, и в В[етхом] З[авете] эти нормы, несомненно, показывают качества Бога и его требования к другим». Поэтому то, как Бог применяет свои принципы, и особенно то, как он обращается с несовершенными людьми, открывает подлинный смысл истинного правосудия и праведности." W98 1\8 7-8

    ОтветитьУдалить
  3. Да, очень интересно. Видно ты много и глубоко изучаешь, брат Юра, пытаясь достигнуть более полной картины. Действительно, изменения происходят почти во всех конфессиях, это лишь показатель того, что
    как руководство, так и прихожане (т.к различные письма наших братьев со всего мира влияют на то, что публикуется в статьях.) заботятся о благополучии и стремятся к более точным библейским знаниям.

    ОтветитьУдалить
  4. Те, кто без раздумий отвергают новое и непонятное ради сохранения внутреннего комфорта - это как правило люди из категории "я уже все знаю", которые ничего не знают так, как это следовало бы знать.
    ....................
    простите,разве это не о вас сказанно в писании,не о СИ? Разве не вы отвергаете,даже не читав всё новое, наприер статьи на религиозные темы,написанные не Си вы призываетесь просто выкидывать,не читая?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В эту ловушку может попасть каждый, но не стоит обобщать. Обобщения чаще всего несправедливы.

      Удалить
  5. Впечатлила фраза

    В абсолютном большинстве случаев я убеждался, что для любых выводов в публикациях Свидетелей Иеговы есть железобетонные основания.

    Можете ли вы объяснить?

    1. Какие есть железобетонные основания для возврата к старым учениям через десятки лет?

    Ведь что получается? Сначала есть железобетонные основания изменить учения, а потом появляются железобетонные основания вернуть старые.
    2. Какие есть железобетонные основания для того, чтоб "советовать" не заниматься исследованиями библии самостоятельно?
    Как мне кажется ваши руководители знают, что при самостоятельном исследовании у вас появится море информации, которая будет затруднять вам придерживаться свидетельских взглядов.

    Ведь так и случилось с одним из ваших старейшин. Хотел представить доказательства в поддержку 607 года, а их не оказалось.
    Ваши руководители по-быстрому его выгнали, а опровергнуть его исследования не смогли.

    3. Почему у вас такая нетерпимость к людям, имеющим иную точку зрения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Видите ли, несмотря на любые старания передавать точную информацию, все ошибаются, и я тоже. Мне приходится побороться с самолюбием, чтобы подойти к человеку и сказать "знаешь, я ввел тебя в заблуждение, на самом деле это нужно понимать так и так". Если вдруг я пойму, что и во второй раз дезинформировал человека, тогда у меня точно должны быть железобетонные основания, чтобы снова подойти и исправить недоразумение. Гораздо легче оставить все как есть, не правда ли?

      2. Мне, как видите, никто не советует "не заниматься исследованием Библии самостоятельно". Есть совет не создавать для этой цели группы, которые как таковые будут "организациями внутри организации" и неизбежно приведут к сектантству. Например, православным семинаристам вообще не рекомендуют объяснять Библию своими словами, и это жестко, скажу я вам..

      3. Я стараюсь терпимо относиться к людям даже с самыми неординарными взглядами, и этому в немалой степени посодействовала проповедь от дома к дому.

      Удалить
  6. Можно иметь свое мнение по какому-то непонятному вопросу. Никто за это не наказывает. И поделиться сомнениями со старейшинами собрания. Но нельзя пропагандировать в собрании свои взгляды, как истины в последней инстанции. За это в любой конфессиии по головке не погладят.
    Галатам 5:20, 21: ...раздоры, ревность, вспышки гнева, ссоры, разделения, сектантство, 21 зависть, пьянство, кутежи и тому подобное. О таких делах предостерегаю вас, как и прежде предостерегал, что поступающие так царства Бога не наследуют.

    ОтветитьУдалить

Чтобы комментарий был опубликован, он должен быть написан в уважительной манере, быть содержательным, желательно немногословным, и напрямую касаться темы статьи. Это не форум, поэтому вопросы, повторные комментарии, а также ответы на чужие комментарии могут не пропускаться. Объемную критику можно размещать в своем блоге. С вопросами обращайтесь в личном письме.