"Будьте послушны тем, кто берёт на себя
руководство среди вас, и будьте покорны." - Евреям 13:17.
В. Если один из свидетелей Иеговы начнет придерживаться взгляда, что [гипотетическое толкование пророчества] ложно, и говорить об этом, он будет исключен?
О. Да, если он высказывается об этом и упрямо продолжает создавать трудности. Ведь если вся организация верит одинаково, пусть даже ошибочно, а кто-то станет независимо излагать собственные идеи, то возникнет проблема разобщенности, согласие станет недостижимо, невозможно будет идти в ногу. Когда происходят изменения, они должны исходить из правильного источника, от руководящего совета, возглавляющего организацию, а не снизу вверх, потому что идеи могут быть у каждого, и тогда организация раздробится и пойдет в тысячах разных направлений. Наша цель - иметь единство.
(Показания юриста Общества Сторожевой Башни Хейдена Ковингтона, из стенограммы судебного процесса по делу Уолша, 1954).[1]
Я не случайно выбрал цитату из этого пыльного от времени судебного протокола. У кого он не успевает припасть пылью от частого использования - так это у бывших свидетелей Иеговы, ставших отступниками. Они эксплуатируют эти показания, чтобы продемонстрировать "тотальный контроль над сознанием", который якобы существует в организации.[2] Они могут апеллировать к здравомыслию, например так: "Если от членов организации требовалось соглашаться с официальными объяснениями, которые впоследствии были признаны ошибочными, а несогласных исключали, то справедливо ли это?"
При этом используется едва уловимая подмена понятий. Потому что из слов Ковингтона не следует, что исключают тех, кто просто не согласен. Исключают тех, кто продвигает другие идеи. Тех, кто несогласен с второстепенными учениями, но готов держать свое мнение при себе, никогда за это не исключали из собрания.[3]
В полном варианте слова Ковингтона звучат разумно, и с ними трудно поспорить. Отказ от продвижения собственных идей в вопросах толкования Библии - это цена, которую нужно заплатить за единство. И единство того стоит, потому что является одной из ключевых ценностей христианства, начиная с самых его истоков.
Но вот деликатный вопрос: может ли свидетель Иеговы оставаться в организации, если ему трудно принять то или иное объяснение, но при этом он готов не заострять на нем внимание, не ищет единомышленников, которые его поддержали бы, и готов вообще обходить молчанием "больную тему", пока она не прояснится? Конечно может, как бы ни хотели некоторые убедить нас в обратном. Даже более того: при правильном настрое такой человек будет находить радость в служении Иегове вместе с организацией. Легко убедиться, что это официальная позиция организации:
*** w96 15.7. с. 16—17 Сохраняйте единство в эти последние дни ***
А как быть, если нам лично трудно понять или принять какое-то учение? Тогда следует молиться о мудрости, а также исследовать Писание и христианские публикации (Притчи 2:4, 5; Иакова 1:5—8). Иногда помогает обсуждение вопроса со старейшиной. Если учение все же остается непонятным, может быть, лучше всего оставить его на какое-то время. Возможно, будет опубликована дополнительная информация по этому поводу, и тогда наше понимание расширится.
Более того, берущим на себя руководство Писание не дает права брать контроль над верой, совестью и сознанием соверующего, и это понимает руководящий совет свидетелей Иеговы. Рассмотрим слова апостола Павла, которые находятся в эпиграфе и задают тему: "Будьте послушны тем, кто берёт на себя руководство среди вас, и будьте покорны" (Евреям 13:17). Вот как эти слова объясняются в публикациях "верного и благоразумного раба":
*** w07 1.4. с. 28 Смиренно подчиняемся любящим пастырям ***
[Павел] советует нам слушаться этих назначенных мужчин и быть им покорными. О слове «слушайтесь» библеист Р. Т. Франс пишет, что в греческом оригинале здесь используется «не то слово, которым обычно обозначается послушание, а то, которое буквально означает „убеждаться“, что подразумевает охотное подчинение руководству [старейшин]». [...] Но что, если в какой-то ситуации мы сомневаемся, что указание старейшины — самый лучший вариант? Именно в таком случае необходима покорность. Легко подчиняться, когда все ясно и согласуется с нашей точкой зрения, но настоящая покорность проявляется тогда, когда мы следуем руководству, даже если чего-то не понимаем.
Другими словами, от христиан требуется слушаться, если согласен, и покориться, если не согласен. Если речь идет о толковании неключевых библейских стихов, покориться означает держать свое мнение при себе и продолжать служить Богу под руководством собрания. Необязательно через "не могу" согласиться с чем-то непринципиальным, что твое естество пока не может принять. Чтобы увидеть, что Павел проводил разницу между "слушайтесь" и "покоритесь", приведу определения из библейских комментариев и словарей:
1) πείθεσθε, слушайтесь
- "Слушайтесь" ваших... наставников; нет, даже больше, слушайтесь не только когда не ожидается самопожертвование и когда вы убеждены в их правоте (таков смысл греческого эквивалента слова "слушайтесь"), но "будьте покорны" в смысле уступчивости из чувства долга, когда ваши суждения и врожденная воля склоняют вас идти в противоположном направлении. - Jamieson-Fausset-Brown Bible Commentary.
- peíthō (корень слова ... pístis, "вера") – убеждать; (пассивная форма) быть убежденным в чем-то достоверном... (peíthō) включает "послушание, но оно, собственно, является результатом (Божьего) убеждения". - WS, 422.
Примечательно, что слово πείθω является корнем отглагольного существительного
πίστις (вера). Читающим оригинал было понятно, что имеется ввиду послушание убежденного человека, которому доказали, что так правильно думать и поступать.
2) ὑπείκετε, будьте покорны
- И будьте покорны - откажитесь (не от совести или суждения, но) от собственной воли во всех совершенно маловажных вопросах. - Wesley's Notes.
- ὑπείκω; начиная с Гомера и позже; перестать сопротивляться, отступить, уступить (в узком смысле слова, об участниках сражения); метафорически, уступить авторитету и наставлению, покориться. - Thayer's Greek Lexicon.
- Сдаться, покориться. - Стронг.
Как видно, второе слово охватывает все случаи неохотного подчинения - когда ты несогласен, тебя не убедили, но уступаешь (в непринципиальных вопросах, а не вопросах совести) из уважения и ради единства. В классическом греческом языке оно означало сдаться, хотя перед этим сражался или отстаивал другой взгляд. А сдаться необязательно означает стать единомышленником.
В организации свидетелей Иеговы уважается индивидуальность каждого человека и его право на свободу мыслей. Также высоко ценится единство. И эти ценности вполне совместимы, пока кто-то не становится на путь, который в Библии называется сектантством. Если не согласен с чем-то, прояви покорность, и время покажет мудрость такого выбора.
__________________________
1 Тот факт, что я цитирую из стенограммы, не должен восприниматься как безусловное признание того, что она в точности отражает показания участников. Свидетеля могли перебивать вопросами, стенографист мог допустить невнимательность. В интернете чаще можно встретить урезанный перевод данного отрывка, который мешает быть объективным. Подробно я рассмотрел его здесь.
1 Тот факт, что я цитирую из стенограммы, не должен восприниматься как безусловное признание того, что она в точности отражает показания участников. Свидетеля могли перебивать вопросами, стенографист мог допустить невнимательность. В интернете чаще можно встретить урезанный перевод данного отрывка, который мешает быть объективным. Подробно я рассмотрел его здесь.
2 Реже стенограмму цитируют с целью доказать, что свидетели Иеговы высказывали ложные пророчества, в чем дело Уолша вряд ли может послужить им.
3 Ключевые учения человек изучил и принял еще до крещения, и они никогда существенно не менялись (владычество и имя Бога, выкуп, земной Рай, Царство и другие).
Мне нравится эта тема. Хорошо ты указал на то, что в случае покорности человек уступает во всех случаях, где не затрагиваются вопросы совести, т.е. в непринципиальных вопросах. Это не покорность фанатика.
ОтветитьУдалитьЕще нравится пример покорности Петра.
Луки 5:4,5 А когда он закончил, то сказал Симону: «Отплыви на глубину и там закиньте сети для ловли». 5 Но Симон сказал в ответ: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но, раз ты говоришь, я закину сети».
Ну, что сказать. Не вполне я согласен с Юрием, и на это есть следующие причины. Позиция "молчи в тряпочку" это как раз и есть самая настоящая манипуляция, о которой упомянул Юрий. На жертвенник "единства" приносится сама возможность открыто обсуждать с соверующими вопросы веры. Но такое "единство" уже попахивает авторитаризмом и неизбежно должно привести к выхолащиванию личного мнения, и надо сказать, приводит! Вспомним, что контроль информации - признак тоталитарной структуры. Вспомним, что у Свидетелей Иеговы выражению "критическое мышление" придается яркий отрицательный смысл, хотя изначально критическое мышление это классная штука, но которой, к сожалению, Свидетели придали другой смысл. Предлагаю ознакомиться с тем, что это есть на самом деле: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 Если обобщить, понятие "критическое мышление" значит не что человек всем недоволен, а то, что человек анализирует информацию и не соглашается автоматически, а выносит уже свое собственное суждение. Но, очевидно, такое положение дел не устраивает бруклинское руководство, ведь если судить по уже достигнутым результатам, то цель, к которой они идут - создать максимально послушное и управляемое сообщество Свидетелей. Вот и получается, что статьи, наподобие этой - не более чем мечты о свободе, в то время как сознание Свидетелей (не всех, конечно) блуждает пока на уровне запоминания и понимания чужих идей.
ОтветитьУдалитьКритерии тоталитарной структуры, которые вы приводите, Николай, в равной степени применимы к раннехристианскому собранию, которое пребывало в "учении апостолов" и удаляло из своей среды сеющих разделения. Возможно, в вашем понятии апостолы были верхушкой "тоталитарной структуры"? Это не что иное как использование отпугивающих ярлыков вместо грамотного критического разбора, за который вы ратуете.
УдалитьКстати, напрасно вы приписываете свидетелям негативное отношение к "критическому мышлению" (critical thinking). Как эпистемологическое понятие оно нигде не встречается в наших публикациях в отрицательном контексте, и даже несколько раз в положительном. Поощрение иметь "верийский дух" - это побуждение мыслить критически (Деян 17:11). Чего советуется избегать, так это "критчного настроя" (critical attitude), но непросвещенному человеку легко перепутать. Я рад, что вы смогли разобраться, и согласен с вашей оценкой, что это "классная штука". Между прочим, критическое мышление по определению не предполагает обнародования своих выводов.
Юра, самое интересное, что в православии в согласии с 7 каноном Ефесского Собора полагается ради единства отказываться от продвижения собственных идей в вопросах толкования Библии.
ОтветитьУдалитьА при появлении недоумений по богословским вопросам, рекомендуется полагаться на решения который вынесет епископат, а в исключительных случаях Вселенский Собор.
Более того, Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. И эта обязательность имеет более глубокое, чем только дисциплинарное основание;
ПРОСТО ВЕРОВАТЬ ИНАЧЕ, чем верует Святая Соборная и Апостольская Церковь (до того, или после того как она через решения епископата или Вселенского собора сформирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения волнующим церковный народ), считается ввержением себя в опасное духовное состояние.
А СОЗНАТЕЛЬНОЕ ПРОТИВЛЕНИЕ церковному учению как считается, повлечет за собой отторжение заблуждающегося и упорствующего в заблуждении невидимым судом Божиим от церковного тела;
БУДУЧИ ЖЕ ОБЛИЧЕННЫМ, такое противление карается отлучением со стороны законной церковной власти.
Взято отсюда:
Церковное право
протоиерей В. А. Цыпин
http://azbyka.ru/dictionary/10/tsypin_tserkovnoe_pravo_157-all.shtml
Насколько важно прежде чем навязывать свое мнение, поразмышлять и взвесить все за и против. Разумное послушание защищает от поспешных действий и проблем, которые они создают. Да и часто на тот момент нет полной информации да и новые факты могут появится. Еще полезно подождать, пока появится объяснение. На некоторые вопросы получал ответы случайно, исследуя другие темы. Некоторые ответы появлялись через несколько лет. И как всегда, проходит некоторое время и видна польза послушания, а это помогает проявлять это качество и дальше. А еще послушание помогает проявлять критический настрой непослушных. Посмотришь на них и становится страшно, хоть чуточку бить на них похожими
ОтветитьУдалитьСпасибо, брат Юра. Очень интересная статья. Я вот что подумала: как сложно было христианам первого века, они ведь со своим уровнем познания были как во тьме: новое учение, новые взгляды, их вождь ещё недавно был казнён как преступник, богохульник и шарлатан. Какое должно было быть у них смирение, чтобы слушаться апостолов и старейшин. И как легко сегодня: мы живём в последние дни этой системы, у нас есть законченная Библия, тысячелетняя история, полная исполнившихся пророчеств, огромное количество исследований библейской тематики. Свет сияет как никогда ярко, чтобы увидеть ясно путь, по к-рому нужно идти.
ОтветитьУдалитьЕсли мне не совсем понятен какой-то вопрос, я обращаюсь к Library, исследую и всё становится на свои места.
Слова Ковингтона разумны. Он не утверждает что человек обязан ВЕРИТЬ в истолкование пророчеств принятых в собрании, а считает что член собрания обязан не навязывать собранию свою версию истолкования этих пророчеств.
ОтветитьУдалитьТаковых исключают, если "он высказывается об этом и упрямо продолжает создавать трудности".
Некоторые, пытаются выдать такое положение дел в Обществе, как принуждение ради единства исповедовать не Слово Бога а слово Руководящего совета.
Здесь очевидна подмена понятий.
Толкованию пророчества Руководящим советом следует противопоставлять индивидуальное толкование пророчеств кем то.
Есть записанное в Писании пророчество. Его можно истолковать и так и эдак. И настаивающий на своем понимании его исполнения, исповедует не само по себе Слово Бога, а свое понимание этого Слова.
Свидетели Иеговы настоящее живое развивающееся христианское собрание. По нашему мнению, есть много причин для того, чтобы изменять толкование Библии и собрание это делает. С ходом времени исполняются пророчества, и наше понимание Слова Бога становится все яснее.
Но для того, чтобы оставаться СОБРАНИЕМ, изменения должны происходить централизованно. И как правило, окончательное решение по ключевым вопросам всегда должно оставаться за руководством собрания, впрочем как и любого сообщества. Это скрепляющий собрание фактор. Если каждый член собрания начнет продвигать свои взгляды, то теряется единство, возникают проблемы, исчезает единомыслие, и собрание разрушится, рассыплется на тысячу частей.
Как верно написал Юрий, индивидуальность каждого человека и единство вполне совместимы в собрании, пока кто-то не становится на путь, который в Библии называется сектантством
Николай Кириченко, по указанной тобой ссылке, есть замечательное ключевое уточнение:
ОтветитьУдалить"Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.Когда мои студенты в Словакии прочитали-таки Уитмена, поразмышляли о его творчестве и вернулись после этого к обсуждению, их мнение иногда совпадало с мнением известных им критиков и даже с мнением их бывшего преподавателя. Но главное – каждый при этом сам решал, что ему думать. "
Преподаватель, написавший эту статью, под критическим мышлением подразумевал исследование не только чьих то готовых выводов, но и источники и аргументацию на которых строились выводы по источникам.
К подобным исследованиям приглашает и Общество. Свидетелей Иеговы постоянно призывают исследовать Библию и публикации на ней основанные. Они должны уметь обосновывать свою веру не потому что "так моя религия учит", а потому что" это мои личные убеждения" к которым я пришел в результате исследований.
Но мотивация должна быть правильной. Тем более это не исследование научных констант, а религиозных верований, окончательный вариант которых, будет установлен лишь в Царстве Бога. Поэтому настрой у членов собрания при исследовании должен быть конструктивный, ведущий к созиданию собрания верующих, а не к разрушению.
Правильный критический настрой, это - умение оценить главную мысль и не настаивать на деталях. Только имея покладистость возможен мир между всеми исследователями, Только смирение объединит и позволит собранию делать дело как единый организм.
Негативный подход к исследованиям ведет в бездну. Так как невозможно остановится на каком нибудь этапе верований и убеждений, если последовательно придерживаться критического настроя. Ведь к каким бы выводам мы не пришли, пока не наступит Царство Бога, всегда найдутся аргументы оспаривающие эти выводы.
У антибиотика есть статья на эту тему: http://antibiotic.ucoz.ru/load/biblejskie_issledovanija/dumat_svoej_golovoj_v_kakom_kljuche/4-1-0-12
Вот интересно. Как это-ВЕРИТЬ в истолкование пророчеств принятых в собрании? Вера-это вид внутренних убеждений. Противоположность веры-суеверие. Да, жизненный и личный духовный опыт человека может подсказывать:"этому источнику информации можно доверять". Но убеждённость формируется после осмысления полученной информации и принятия внутреннего решения. Поэтому все заявления озлобленных противников(Заставили верить!!!Ой, ой, ой! Втянули в веру! Кошмар-берегись! У них гестапо! и т.д.) просто пропагандистская уловка или метод мошенников по переносу внимания. Противникам больно признавать силу убедительных доводов, подаренных Иеговой моим братьям и сёстрам. Для чего мы ИЗУЧАЕМ(а не заучиваем как заклинания) вероучения? Иегове фанатики и суеверные люди вряд-ли принесут славу. Поэтому вся Библия наполнена словами"...посмотрите... прочитайте...подумайте...исследуйте" и т.п. Мне приятно находится среди людей развивающих настоящую веру. Спасибо, Юрий. Молодец! Виталий.
ОтветитьУдалитьРазмышляя над прочитатанным в Новом Завете,пришел к выводу,что христиан той поры по нынешним современным меркам вполне можно причислить к психически ненормальным людям,неким фанатикам,которые готовы на многие жертвы в своей жизни,чтобы исповедовать свою веру. Поэтому не удивительно,что периодически раздаются голоса называющие Свидетелей Иеговы зомбированными людьми,сектантами слепо преданными своей организации и т.д. и т.п. И разумеется наша эпоха- это эпоха "критического мышления",когда нужно подвергать сомнению все и вся.Однако как точно отметил Юрий Шитиков, здравое критическое мышление это нечто другое по определению и не нужно путать между собой дух критики с критическим мышлением,ибо в последнем немалую роль играет "мышление",то есть способность к анализу предмета. Что же касается нынешних современных христиан,то давайте будем помнить о том,что путь который мы когда-то выбрали очень труден,поэтому не удивительно что не все выдерживают "забег за вечную жизнь" и кто-то сходит с дистанции,но "претерпевший до конца спасется".
ОтветитьУдалитьХристиане в 1 в.н.э. тоже не все понимали.
ОтветитьУдалить"Истинно, истинно говорю вам: если ли вы не едите плоть Сына человеческого и не пьете его кровь, то не имеете в себе жизни Услышав это, многие из его учеников сказали: «Эти слова возмутительны! Кто может их слушать?» Но Иисус, зная, что его ученики ропщут из-за этого, сказал им: «Неужели это стало для вас камнем преткновения? А что, если вы увидите, как Сын человеческий восходит туда, где был прежде? Дух дает жизнь, от плоти же нет никакой пользы. Слова, которые я вам говорю,- это дух и жизнь. Но среди вас есть те, кто не верит». Ведь Иисус с самого начала знал тех, кто не верит, и того, кто его предаст. Еще он сказал: «Вот почему я говорил вам: никто не может прийти ко мне, если ему не будет дано Отцом». После этого многие из его учеников вернулись к своим прежним занятиям и больше не ходили с ним. Тогда Иисус спросил у двенадцати: «Может быть, вы тоже хотите уйти?» Симон Петр ответил ему: «Господи, к кому нам идти? У тебя слова вечной жизни. И мы поверили и знаем, что ты - Святой Божий»." (Иоанна 6:60-69).
В связи со сказанным о послушании и покорности в трактовке пророчеств как Вы, Юрий, прокомментируете 1 Коринфянам 11:19 -- "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные"? Как эти искусные откроются, если нет обсуждений?
ОтветитьУдалитьСлово "разномыслия", я ms сказал, слишком мягкое для обозначения сект (αἱρέσεις), о которых фактически говорит здесь апостол Павел. Это не просто "обсуждения", а образование групп единомышленников внутри собрания, которое всегда осуждается и отнесено к "делам плоти" (Галатам 5). Да, возникновение расколов служит проверкой мотивов всех в собрании и так выявляет "одобренных" ("искусных" - довольно оригинальный перевод), но роль сектантов от этого не становится более достойной (сравните Второзаконие 13:3).
Удалить