Говорится ли в Матфея 10:28 о бессмертии души?


Отправляя апостолов проповедовать, Иисус предупредил их о том, что их весть встретит ожесточенное сопротивление, вплоть до угрозы физической расправы. Желая укрепить их и всех своих последователей, Учитель призвал: "И не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу, а лучше бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу и тело" (Матфея 10:28).

Мы можем не сомневаться, что ученики правильно поняли это образное высказывание. Но сегодня многим номинальным христианам эти слова не просто неясны - с их помощью пытаются поддержать небиблейское и нехристианское учение о бессмертии души. Слова "убивает тело, но не может убить душу" воспринимаются как прямое указание на неистребимость души - субстанции, переживающей смерть тела и продолжающей жить отдельно. Думающие так подменяют настоящее значение, в котором Иисус употреблял слово "душа", платоновским понятием, а также игнорируют близкий и ближайший контекст.



Наивную мысль о неистребимости души следует отбросить, просто прочитав стих до конца - о Боге, который "может погубить в геенне душу и тело". Но могут остаться вопросы: что вообще хотел сказать Иисус и почему он разделяет душу и тело? Всего десятью стихами позже Иисус повторяет те же мысли другими словами. Сопоставив стихи 28 и 39, мы сможем глубже понять смысл того и другого.




Из этого сопоставления видно, что убивающий тело христианина за проявление веры в Христа, все-таки отнимает душу (жертва преследований теряет душу) - и это согласуется со всей Библией, где обороты "отнять душу" и "враги ищут души" встречаются довольно часто и служат парафразой слова "убить". В таком контексте становится понятно, что в обоих стихах Иисус применяет слово душа в привычном для него значении: "жизнь". Мысль здесь проста: убивающий тело отнимает жизнь.

В каком тогда смысле враг, отнимающий душу, не может убить душу? В стихе, который мы выбрали для сравнения, Иисус пояснил, что человек, потерявший душу как мученик, спасет ее. Даже теперь может быть непонятно, о чем речь... Сравнив параллельные стихи к Матфея 10:39, мы увидим такие вариации:
  • Матфея 16:25: ...тот найдёт её. 
  • Луки 17:33: ...тот сохранит её живой. 
  • Иоанна 12:25: ...тот сохранит её для вечной жизни.
Теперь ясно, что Иисус говорил о сохранении жизни в дальней перспективе - о будущем воскресении для вечной жизни - будь то на земле или на небе. Христиане, оставшиеся верными до смерти (в том числе мученической смерти) непременно будут воскрешены. И убивающие их бессильны этому помешать. Да, они не могут убить душу в полном смысле этого слова.

Но насколько уместно говорить в общем-то о мертвых людях в таких выражениях как "не может убить душу", "сохранит её живой"? Это было характерно для Иисуса. В другом случае о почивших патриархах он сказал: "Для [Бога] все они живы" (Луки 20:37, 38). И это тоже было сказано в контексте темы о будущем воскресении. По большому счету все, находящиеся в шеоле (гадесе) - живы для Иеговы, способного смотреть с точки зрения вечности и своего замысла воскресить их. Они как бы глубоко спят (Луки 8:52; Иоанна 11:11; 1 Коринфянам 15:18).

В то же время, попавшие в геенну мертвы в полнейшем смысле слова. Слова "кто спасет свою душу, тот потеряет ее" касались христиан, которые сохранят жизнь ценой компромисса и не раскаются в этом. В конце концов умерев или погибнув в Армагеддоне, они умирают навсегда. Они не проявили богоугодного страха, поэтому Иегова "может погубить в геенне и [их] душу, и тело" - лишив их любой перспективы на воскресение и жизнь.

Мы видим в данных словах Иисуса гармоничное учение о воскресении, которое никак не совместимо с концепцией бессмертной души. И пусть оно выражено в необычных метафорах - ключ к их пониманию мы должны искать внутри Библии. И этот ключ там всегда находится... теми, кто ищет.

________________________________

8 комментариев:

  1. спасибо Юрий очень интересный блог!

    ОтветитьУдалить
  2. Странно вы рассуждаете. А как на счет слов Христа: "Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов"(Матф.8:22). Как может быть мертвым живой человек. Библия одна, а толкователей море - отсюда и множество сект по числу основателей-толкователей.В Библии нет посыла к тому, что только писание. Да и с таким посылос сколько еще сект наклепают.В то время Библия призывает: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим(2Фесс.2:15). "Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам"(1Кор.11:2)."Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас"(2Фесс.3:6). Так что Новый Завет это продукт Церкви, а не пособие для создания новых церквей. И то чем вы занимаетесь есть уже толкование. И вот вопрос: как вы определяете, что ваше толкование правильное? И не говорите чепухи типа Библия сама себя истолковывает, если бы это было так, то и не было бы стольких христианских деноминаций, каждая из которых претендует на роль истинных толкователей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если вы хотите обсудить со мной, кто держится истинной апостольской традиции, вам сюда.

      Удалить
  3. Хорошее сопоставление. Однако, делая вывод, автор не принимает во внимание вопрос: кто теряет душу? Человек это тело из праха и душа от Бога (дыхание жизни).Тот, кто боится умереть за веру, живёт плотским. Плотское, умирая, теряет дыхание жизни: душу. Человек, живущих духом, дух не потеряет даже после смерти, потому что его осознание в духе, а не в теле. Он и после смерти будет помнить о Боге и жить им, поэтому спасётся и телом в жизнь вечную (учение о воскресении). Те же, кто не тверд был в вере при жизни, после смерти попадёт в геенну, где память о Боге и вовсе сотрётся. А не имея осознания Бога человек мёртв для Жизни, поэтому он не будет воскрешён. Бог есть Жизнь. Если принять, что душа, находящаяся в забвении Бога, всё же существует, хотя и не живёт, то не будет никаких противоречий между учением о воскресении и учением о посмертном существовании души. В Библии есть множество мест, указывающих на посмертное существование души. "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели." (Откровение 6:9). "Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше, а оставаться во плоти нужнее для вас." (Послание к Филиппийцам 1:23,24)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Светлана!
      Вы пишите что "есть множество мест указывающих на посмертное существование души"
      А приводите два места. Приведете пожалуйста множество мест
      Я приведу места из которых видно что душа смертна и подвержена смерти (Бт 19:19, 20; Чс 23:10; ИсН 2:13, 14; Сд 5:18; 16:16, 30; 1Цр 20:31, 32; Пс 22:29; Иез 18:4, 20; Мф 2:20; 26:38; Мк 3:4; Евр 10:39; Иак 5:20); может умереть, быть «истреблена» (Бт 17:14; Исх 12:15; Лв 7:20; 23:29; ИсН 10:28—39; Пс 78:50; Иез 13:19; 22:27; Де 3:23; Отк 8:9; 16:3), будь то от меча (ИсН 10:37; Иез 33:6) или от удушья (Иов 7:15); может утонуть (Ион 2:5); может сойти в яму и в шеол (Иов 33:22; Пс 89:48) или быть спасена от шеола (Пс 16:10; 30:3; 49:15; Пр 23:14).
      По поводу стиха из откровения 6:9
      К подножию жертвенника вылавливали кровь Смотрите Левит 4:6, поскольку в Библии сказано что в крови Душа или жизнь Левит 17:11-14 то кричала жизнь убитых точно также как кричала кровь Авеля смотрите Бытие 4:10.
      Или вы считаете что кровь это тоже отдельная от тела личность которая может взывать?
      Жду множество стихов
      Спасибо.

      Удалить
    2. Если душа не живет, разве она не умирает? Это как программа на компе. Пока комп работает, работает и программа, умирает комп, умирает и программа и дальше уже юзер решает загрузить ли ее(если она очень хорошая и во всем устраивает) в новый комп или удалить окончательно (если программа дрянь). Но если для программы нет кома, то и программа не нужна вовсе. Причем программа может находиться в памяти програмиста.

      Удалить
  4. Душа многосмысловое понятие, есть смыслы относимые к смертности души, как дыхания дающего жизнь, как памяти себя забывающей, и есть душа как часть вечного Бога, и часть мира, воплощенная в жизни, она не прекратима, пока не прекратится мир и Бог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Люди могут вкладывать в слово любой понравившийся смысл (например, «душа — это плавленый сырок») и верить, что так оно и есть. Но это бесполезно, так как не люди дают определение библейским терминам, а их автор. Душа (евр. [i]нефеш[/i]) — это 1) живое существо с дыханием и кровообращением, 2) жизнь такого существа, 3) кровь как символ жизни, 4) внутренний мир человека (редкое значение). Душа никак не может быть частью Бога, как и что-либо другое не может. Подобные идеи размывают идентичность Бога как вполне определенной личности.

      Удалить

Чтобы комментарий был опубликован, он должен быть написан в уважительной манере, быть содержательным, желательно немногословным, и напрямую касаться темы статьи. Это не форум, поэтому вопросы, повторные комментарии, а также ответы на чужие комментарии могут не пропускаться. Объемную критику можно размещать в своем блоге. С вопросами обращайтесь в личном письме.