Древнейшая христианская рукопись и nomina sacra


Перед нами лицевая сторона папируса 457 из коллекции Джона Райландса (P52) с отрывком Иоанна 18:31-33. Специалисты считают его самым древним из найденных христианских папирусов и относят к 125 году н. э. Папирус был найден в Египте, и это косвенно подтверждает, что Иоанн написал евангелие в конце I столетия нашей эры, но он представляет ценность еще и по другой причине.


Как отмечает профессор Робертс[1], уникальной особенностью папируса P52 является вероятное отсутствие в нем nomina sacra, то есть аббревиатур "священных имен". Хотя в сохранившихся областях фрагмента не встречаются имена и титулы QEOSKURIOSIHSOUS и другие, которые обычно сокращались по первой и последней буквам (QS, KS, IS), предположение об отсутствии nomina sacra удалось сделать на основании реконструкции соседнего текста. Вот как выглядит этот метод:


Зная дословное содержание текста и вычислив отсюда длину 1, 3, 4, и 6 строки, можно с большой долей вероятности предположить, что 2, 5 и 7 строки тоже были такой же длины (в среднем 33 символа). Если бы имя Иисус (IHSOUS) было принято сокращать как nomina sacra (IS с верхней чертой), соответствующие строки были бы меньше обычной длины, но как раз полное имя восполняло бы недостающую длину*.

Да, этот метод не отличается совершенной точностью. Например, мы не знаем на все сто, что лакуны (недостающий текст) содержали те же слова, что и остальные дошедшие до нас рукописи. Также мы не можем быть уверены, что переписчик оставил равные пробелы между буквами во всех местах. Поэтому остается вероятность ошибки. Но если предположение специалистов верно, тогда это единственный (известный мне) греческий папирус христианских писаний, в котором nomina sacra отсутствовали.

Если эта рукопись доказывает, что писатели НЗ и переписчики в начале второго века не использовали сокращений, тогда во всех местах, где более поздние рукописи содержат nomina sacra, в какой-то момент произошла подмена. Эта подмена также неизбежно коснулась бы всех мест, где встречалось имя Бога в виде тетраграмматона, о чем более подробно я писал здесь.

______________
1 C.H. Roberts, An Unpublished Fragment of the Fouth Gospel in the John Rylands Library стр. 17-19.

* Единственное место, где могло стоять сокращение имени "Иисус", не нарушая размеренность текста - это 2 строка.

6 комментариев:

  1. Игорь, Вы ссылаетесь на профессора Робертса, который, согласно Мецгеру, в своей работе опубликованной в "The [London] Times Literary Supplement", 10 March, 1961, p. 160, показывает, что христианская практика сокращать nomina sacra берет начало уже в I в. н.э. (сноска из "Текстология Нового Завета", Б. Мецгер). Вы знали об этом?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я читал о том, что практика использования аббревиатур nomina sacra в христианстве развилась в период с 70 по 135 годы, но об этом конкретном исследовании Робертса не знал. Спасибо.

      Удалить
  2. Интересно, а в апокрифах тоже nomina sacra везде стоит?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, я не интересовался апокрифами в этом контексте.

      Удалить
  3. Очень хорошее Исследование! А вы также хорошо исследовали табличку VAT 4956, где указываются времена правления царей?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Об интересующей Вас табличке можно прочитать здесь и здесь. Кажется, о ней еще Рольф Фурули писал.

      Удалить

Чтобы комментарий был опубликован, он должен быть написан в уважительной манере, быть содержательным, желательно немногословным, и напрямую касаться темы статьи. Это не форум, поэтому вопросы, повторные комментарии, а также ответы на чужие комментарии могут не пропускаться. Объемную критику можно размещать в своем блоге. С вопросами обращайтесь в личном письме.