Так говорит Иегова воинств: «Хотя стены Вавилона широки,
они будут разрушены, и хотя его ворота высоки, их охватит
огонь. Народы будут трудиться напрасно, и племена будут
работать для огня. Они лишь изнурят себя»
они будут разрушены, и хотя его ворота высоки, их охватит
огонь. Народы будут трудиться напрасно, и племена будут
работать для огня. Они лишь изнурят себя»
_________________________________________________
Outer wall - внешний вал; inner wall - внутренний вал.
Как видно из рисунка выше, Вавилон был защищен двумя валами. Каждый из них состоял из двух параллельных стен. Поскольку путешественник, приближаясь к городу, сначала проходил через внешний вал, именно он производил на него мощное впечатление. Если представить его в разрезе, то по внешнему периметру проходил
ров, затем примыкающая низкая стена, наружная стена из обожженного кирпича, заполнение из земли или гравия (между стенами) и внутренняя стена из сырцового кирпича. Примечательно, что внутренняя и наружная стены имели в толщину соответственно 7 и 8 метров. По самым скромным оценкам древних историков, в высоту они достигали 25 м.
Геродот(1), хотя преувеличивает высоту и периметр вала, правильно оценивает ширину вала в 26 м. Он пишет, что сверху на нем были построены башни, и в пролетах между ними ширина стены была достаточна для разворота колесницы с четверкой лошадей в упряжке. Курций Руф(2) сообщает, что стена имела ширину 9,75 м, и там легко могли разминуться две квадриги. Страбон(3) и Диодор(4) также говорят о двух колесницах с четырьмя лошадьми, которые свободно могли бы разминуться. Но самый оригинальный свидетель - Ктезий(5), который, если верить Диодору, говорил о шести колесницах, которые могла вместить ширина стены. Этот отрывок некоторые считают подделкой, другие защищают его подинность. Так или иначе, Ктезий считается еще менее надежным, чем Геродот. Но и его шесть колесниц поместились бы на 26 метрах. Вероятно, он оценивает общую толщину вала, тогда как все остальные описывают свободное расстояние между башнями, которые занимали с обеих сторон довольно много места.
Можно услышать расхожее мнение, что по этому валу в прямом смысле ездили колесницы (например, сторожевые). Некоторые буквально воспринимают слова историков. Но скорее всего это была просто характерная для тех времен фигура речи, которая помогала наглядно описать массивность стен. Как мы сегодня измеряем площадь или объем чего-то большого футбольными полями или товарными вагонами, так и античные историки использовали колесницу в качестве своеобразной единицы измерения. В любом случае, квадриги на стенах были совершенно неуместны. Поэтому идея о дорожно-транспотрной функции стены - это пока что не более чем домыслы.
Как видно, Библия вполне заслуженно отмечает толщину вала и колоссальный труд, понадобившийся для его строительства.
________________
1 L. 1. sive Clio, c. 178.
2 Hist. l. 5. c. 1.
3 Geograph l. 16. p. 508.
4 Bibl. l. 2. p. 96.
5 Apud Diodor. ib.
См. также Insight, том 1, стр. 235.
Удивительно! Очень интересная и полезная информация.
ОтветитьУдалитьБлагодарю! Иногда на такие полезные исследования наталкивает мысль, высказанная в речи на христианском собрании.
УдалитьКартинки не відображаються :(
ОтветитьУдалитьСпасибо, я смог восстановить только одно изображение.
Удалить