«Серебряное правило» - не для христиан?

Начиная эту интересную тему, сразу хочу заметить, что в самой Библии божественная мудрость оценивается гораздо выше, чем золото или серебро. (Притчи 8:10) Эпитет "золотое правило" для описания библейской заповеди люди придумали относительно недавно. Согласно Этимологическому словарю Дугласа Харпера, его стали использовать в 1670-х годах. Еще позже в обиход вошла фраза "серебряное правило", известная не столь широко. Что это за принцип и как он соотносится с золотым правилом? Содержится ли он в Библии, и должны ли христиане ему следовать?

Как согласовать 2 Летопись 16:1 с 1Царей 15:33?

Во Второй книге Летопись (также называемой Паралипоменон) в главе 16 стихе 1 мы читаем:
В тридцать шестом году царствования Асы Вааса, царь Израиля, выступил против Иуды...


Внимательные читатели Библии заметили, что это место, как кажется, противоречит 1 Царей 15:33 [3 Царств 15:33], а именно:

Вааса... стал царём... в третьем году царствования иудейского царя Асы и царствовал двадцать четыре года.


 Согласно простому подсчету, последним годом правления Ваасы стал 27-й год Асы, а в 36-й год правления Асы прошло более 10 лет со смерти Ваасы. Как же тогда понимать слова из 2 Летопись 16:1?

В энциклопедии "Понимание писаний", изданной Свидетелями Иеговы, говорится следующее:

Некоторые предполагают, что это ошибка переписчика и подразумевался не 36-й, а 16-й или 26-й год правления Асы. Но допускать вероятность ошибки необязательно, чтобы согласовать эти места Библии. Иудейские комментаторы цитируют Seder Olam (хронологический источник 2-го в. н. э.), в котором объясняется, что 36-й год исчислялся от времени разделения Иудейского и Израильского царств (997 до н. э.) и соответствовал 16-му году царствования Асы (Ровоам правил 17 лет, Авия - 3 года, плюс 16 лет правления Асы: итого 36 лет) Этого же взгляда придерживатся архиепископ Уишшер (составитель одного из вариантов библейской хронологии, 1581-1656). - It-2, p. 184

Учитывая эту деталь, можно правильно понять хронологию событий в жизни царя Асы и увидеть, как долго исполнялись слова прозорливца Анания: "Теперь против тебя будут вестись войны" (Вместо 4-х лет, вероятно, около 25 лет), а это подчеркивает, к каким тяжелым последствиям может привести недостаток доверия к Иегове. (2 Летопись 16:9; 1 Царей 15:16, 32)

Когда пророк Илья написал письмо иудейскому Царю Иораму?



В публикациях Свидетелей Иеговы неоднократно обсуждался вопрос: был ли пророк Илья взят на небо в том смысле, что он попал в духовную сферу, или он просто был перенесен в другое место на земле?
 
Об этом событии сообщает нам Иеремия во Второй книге Царей (или 4 Царств) 2:1-18. В целом с Писанием не согласуется мысль о том, что Илья попал в духовную сферу.

В качестве дополнительного аргумента приводился тот факт, что Илья написал письмо иудейскому царю Иораму уже после того, как был "взят на небо"
. Об этом пишет Ездра во Второй Летописи (2 Паралипоменон) 21:12-15. Однако те, кто пытался хоть раз определить, когда же Илья написал письмо Иораму, столкнулись с непростой головоломкой. Постараемся разобраться. Достаточно легко определить, что Илья был унесен в огненной колеснице в начале правления израильского царя Иорама (сына Ахава) (2 Царей 1:17; 2:11; 3:1). Также несложно понять, что он написал письмо иудейскому Иораму (сыну Иосафата) ближе к концу его правления (по крайней мере уж точно после смерти Иосафата - его отца). (2 Летопись 21:1, 5, 12-15)

А вот дальше начинаются трудности. Когда мы пытаемся сопоставить правления израильского и иудейского Иорамов, нам необходимо согласовать между собой пять мест писания, где говорится о сроках правления царей и о том, как они соотносятся (1 Царей 22:41, 42; 2 Царей 1:17; 3:1; 8:16, 17 и 8:24, 25). Трудность состоит в том, что правление иудейских царей Иосафата и Иорама, очевидно, пересекалось, и они несколько лет правили совместно.

Ниже я привожу таблицу, на которой приводится результат такого сопоставления. Отмечу, что она не претендует на полноту и точность, однако основана на информации из энциклопедии "Понимание писаний" (it-1 462-3, 1270-2)

На этой таблице неоспоримо показано, что Илья написал письмо Иораму после своего перенесения в колеснице, а значит Иегова действительно просто перенес его по небу в другое место на земле, чтобы он мог продолжить там служение.




Нарушил ли Давид запрет из Второзакония 12:13?

В Школе теократического служения (одна из встреч Свидетелей Иеговы) однажды обсуждался вопрос: "Где приносили жертвы Иегове с того времени, как ковчег завета перенесли в Иерусалим, вплоть до возведения храма?"

После прочтения абзаца из "Сторожевой Башни", в котором содержится ответ (что жертвы приносили в Гаваоне, 1 Лет 16:37-40), у братьев возникли некоторые вопросы: если жертвы можно было приносить только в Гаваоне, то как понимать действия Давида? (1 Лет 21:29, 30) Была ли воля Иеговы в том, чтобы он приносил жертвы на горе Мориа регулярно? Или он сам так решил? Если сам, то не нарушил ли он этим запрет из Второзакония 12:13, где написано: "Будь осторожен, чтобы не приносить всесожжения в каком-нибудь другом месте, которое ты увидишь"?

Но прежде чем привести выдержки из публикаций, проливающие свет на эти вопросы, вот интересная информация в дополнение к ответу на вопрос из Школы (курсив во всех местах мой):

"После того как Израиль вошел в обетованную землю, перейдя Иордан, скиния была установлена в Галгале (ИисН 4:19). Во время распределения земли она была перемещена в Силом (ИисН 18:1), где и оставалась в течение лет (1 Сам 1:3, 24) до тех пор, пока не была перенесена в Номву (1 Сам 21:1-6). Еще позже она находилась в Гаваоне. (1 Лет 21:29) С тех пор как Давид перенес ковчег соглашения на Сион, он находился вне скинии много лет. Но пока Соломон не построил храм, жертвоприношения по прежнему приносили у скинии в Гаваоне, названном "главной высотой" (1 Цар 3:4)."
 - it-2 p. 1060 "Tabernacle"

Теперь вернемся к вопросам о правомерности действий Давида, и для начала снова несколько цитат:

"Даже после учреждения шатра, а позднее храма, жертвы Иегове время от времени приносили на высотах, что было приемлемым для него ввидуособых обстоятельств, как в случаях с Самуилом, Давидом и Ильей (1 Сам 9:11-19; 1 Лет 21:26-30; 1 Цар 18:30-39). Тем не менее, место для регулярных приемлемых жертвоприношений было избрано Иеговой (Числа 33:52; Втор 12:2-14; ИисН 22:29)." 
- it-1 p. 183 "Asa"; w67 10/1 p. 608 "Questions from Readers"

"Не всякие высоты были плохи. Согласно закону Иеговы, жертву должны были приносить только на том месте, которое он избрал. Во дни Иисуса Навина израильтяне посчитали, что несанкционированное строительство жертвенника для всесожжений, было, по сути, мятежом против Иеговы. (Втор 12:1-14; ИисН 22:29) Все же кое-что указывает на то, что после перемещения священного ковчега из скинии ... одобряемые Иеговой жертвы приносили не только возле шатра собрания, но и в других местах, и не только в единичных случаях, но, в некотором смысле, регулярно. (1 Сам 7:7-9; 10:8; 11:14, 15; 16:4, 5; 1 Цар 3:3; 1 Лет 21:26-30)." - it-1 p. 1107 "High Places"

Изучив эти и другие статьи, я пришел к выводу, что даже если Давид решил продолжать приносить жертвы на гумне Орны иевусеянина без непосредственного указания Иеговы, это еще не означает, что такие жертвы были Ему неугодны. Эти действия не угрожали духовному единству Израиля в поклонении (ведь даже Соломон приносил жертвы в Гаваоне), а скорее отражали личные отношения Давида с Иеговой, а ещё, как следует из контекста, были связаны с сильным желанием Давида построить храм для имени Иеговы (1 Лет 22:1-10).

К тому же следует помнить, что первоначальное указание принести жертву на месте будущего храма Давид получил от ангела Иеговы через пророка (1 Лет 21:18). Поэтому вполне возможно, что регулярные жертвоприношения на горе Мориа (как второстепенного места) были как раз выражением воли Иеговы, тем способом, которым он указывал, что избрал это место как будущее место собраний Израиля.

Был ли осажден Иерусалим во дни Езекии?

Многие, впервые услышав об истреблении 185000 ассирийцев рукой ангела Иеговы в одну ночь, представляют себе город Иерусалим, окруженный осадными насыпями и опустевшими шатрами вражеского лагеря. Если бы все выглядело именно так, это продемонстрировало бы спасительную силу Иеговы.

Но в той ситуации Иегова решил проявить свою силу еще более впечатляющим способом. Он вообще не позволил врагам осадить Иерусалим! (g 11/07 17) Тем самым он исполнил обещание, данное царю Езекии: "Он [Сеннахирим] не войдёт в этот город и не пустит сюда стрелу, не пойдёт против него со щитом и не насыплет против него осадный вал" (Исаия 37:33)

Еще более необычным это выглядит, если представить, что совсем незадолго ассирийцы провели масштабную военную кампанию (захватив 46 укрепленных городов Иуды, по их же утверждению) и вплотную приблизились к Иерусалиму. Описывая этот поход, Исаия завершает такими словами: "Еще днем он остановится в Номве. Он грозит кулаком горе дочери Сиона, холму Иерусалима" (Исаия 10:32) Но вместо осады Иерусалима (что было бы самым логичным), по неизвестной причине Сеннахирим меняет курс и продолжает захватывать другие города Иуды, в том числе и Лахис. Оттуда он и послал представителей с "большим войском" к Иерусалиму (Исаия 36:1,2)
В своих записях Сеннахирим хвастается, что "подобно птице в клетке... запер [Езекию] внутри Иерусалима, его столицы", а во 2-й Летописи 32:10 он называет Иерусалим "осажденным". Вероятно, оба эти выражения относятся к тому непродолжительному времени, когда вражеская делегация с частью войска находилась возле Иерусалима. (2 Царей 19:8) Но это нельзя было назвать осадой в полном смысле слова, так как никакие военные действия не предпринимались.

Истребление 185000 сильных воинов произошло, скорее всего, около города Екрон, недалеко от Ливны, после того как Сеннахирим, по его же сведениям, одержал победу над египетско-эфиопским войском. Его угрозы вернуться к Иерусалиму так и остались пустыми словами, потому что Иегова решил иначе. (Исаия 37:8-10)

Хотя Иосиф Флавий, ссылаясь на противоречащих друг другу Бероса и Геродота, реконструирует события в другом порядке (подтверждая при этом поражение ассирийцев), а сам Сеннахирим противоречит им троим, внося полную путаницу, у нас есть все основания полагаться на достоверную библейскую историю и боговдохновенные пророчества. Мы можем быть уверены в том, что Иерусалим не подвергался настоящей осаде во дни Езекии, и так Иегова "более чем" исполнил свое обещание: "Я буду защищать этот город, чтобы спасти его" (Исаия 37:35)

Приведенная ниже карта восстанавливает, насколько это возможно, порядок военных действий ассирийцев. Красными квадратиками отмечены покоренные города. (It-2 893-4) Указано предположительное место поражения 185000 воинов